Если бы повторение было бы неэффективно для восприятия какой-то идеи, то его бы не использовали ни образование, ни религия, ни рекламная индустрия.
Современному человеку часто кажется оскорбительным тот факт, что пассивное повторение может влиять на него (т.е. такое, в котором не он сам ищет возможности повторения, а само повторение находит его). "Хоть мал топор, но, если повторять удары, то дуб могучий срубит".
Также для современного человека кажется неочевидным, что название непосредственно и очень сильно влияет на называемое. И хотя он нередко сталкивается с отдельными поучительными случаями такой связи, всё-таки старается в неё не верить.
Однако человеческое сознание не имеет дело непосредственно с объектами окружающего его мира, их воспринимают органы чувств, а сознание воспринимает уже образы, т.е. целые понятия, взаимосвязанные и наделённые контекстом. Для человека очень важно название, потому что оно включает в нём определённые связи. Если постоянно использовать вместо одного слова другое, то происходит подмена одного понятия на другое, даже если в реальности они не связаны, а человек может продолжать оперировать в своём сознании уже изменённой структурой. Справедливо и обратное. Можно повторением научить связывать такие понятия, которые связаны непосредственно, но удалены друг от друга причинно-следственно, т.е. их связь сложно закрепить только через ощущения.
С подменой понятий мы ежедневно встречаемся в социальных сетях (к ним относятся как непосредственно социальные сети, так и т.н. блогосферы, то есть, сообщества блоггеров). Не знаю, откуда это пошло (причины могут быть действительно различными и даже вполне невинными), но связь между пользователи стала называться "дружбой". Было бы логичнее назвать это "чтением" или "подпиской", ведь один блоггер, читающий другого блоггера, в общем случае является просто читателем и никем больше. Однако тут мы встречаемся с переносом ценностей из реального мира в мир вирутальный, причём с довольно принудительным переносом. Но этот перенос понятия "друг" позволяет цементировать интернет-сообщества.
Допустим, некого владельца блога хочет постоянно читать какой-то другой блоггер. Он не просто подаёт заявку на чтение, но "предлагает дружбу". В такой ситуации первый владелец блога, которому "предложена дружба", вынужден психологически перестроиться, если степень его самоконтроля невысока, и начинает воспринимать это чтение как нечто похожее на дружбу. В профиле владельца так и пишется "друзья", в навигации мы встречаем "лента друзей", "взаимные друзья". Надо ли говорить, что человек, даже насильно перешедший через этот барьер подмены, будет более трепетно относиться к своему "другу".
Теперь рассмотрим другой пример. Два блоггера действительно друзья, но один из них не хочет больше читать блог своего друга. И тут мы снова встречаемся с подменой. Прекращение чтения сопровождается такими словами, как "удалить друга", "вас удалил из друзей Х" и пр. У блоггера, которого "удалили", может возникнуть ложное ощущение разрыва отношений. Тот, кто попытался разорвать связь, может её восстановить под давлением психологической установки.
Сам интерфейс, его возможности и слова, использованные в нём, нацелены на то, чтобы сделать связи между пользователями более сильными. Создатели сервиса преследуют при этом корыстную цель увеличения числа пользователей и упрочнения между ними связей (необязательно позитивных, главное, чтобы эти связи просто были прочными), может быть, даже с попыткой извлечь из всего этого-то деньги (как это наблюдается повсеместно в последнее время).
Кажется, что в это вполне безобидный приём. Но на самом деле, это манипулирование людьми на самом глубоком уровне, которое может иметь самые печальные последствия. Постепенно целые компании людей, реальные содружества, переносятся в интернет, воспользовавшись тем или иным сервисом, а то и несколькими. Один приглашает за собой другого, тот третьего, связи крепнут, постепенно интернет-сервис становится постоянным местом общения между людьми. Удобная "лента друзей" позволяет одним щелчком мыши узнать обо всём, что происходит у друзей, можно кого-то прокомментировать, создаётся ощущение "близости", подконтрольности происходящего, постоянно есть какое-то общение. Эффект присутствия усиливается появившимися в последнее время возможностями мультимедиа: можно размещать фотографии, аудио- и видеозаписи.
Человеку в общении, как и в еде, важно утолить чувство голода. Но от того, как именно он его утолит, зависит и его внутреннее состояние, и собственно результат общения. Если набить живот какими-то полуфабрикатами, слойками и булочками, быстро возникает ощущение насыщения, но организм не получает необходимых ему веществ и заболевает. То же происходит при общении в социальных сетях. Необходимую количественную дозу общения человек получает, но реально его общение с друзьями оказывается крайне поверхностным. Это может привести к самым различным негативным последствиям.
А теперь представим, что какой-то член группы по каким-то причинам решил покинуть просторы сервиса, а то и интернета. Другие участники, привыкшие не затрачивать на общение друг с другом больше сил, чем требуется для загрузки соответствующей страницы, скорее всего посчитают такого человека "потерянным" и "пропавшим" из вида, но, что немаловажно, сделавшим это добровольно (т.е. он как бы не хочет общаться с участниками группы, как им кажется, наименее затратным образом, вынуждает их испытывать трудности, короче, "сам дурак").
Мне кажется, что этих зарисовок вполне достаточно, чтобы поразмыслить над тем, чем в скором времени могут стать социальные сети и как их можно использовать для манипулирования людьми.