В супружеской любви есть то, чего нет в романтической и страстной любви. Романтическая и страстная любовь строятся на восхищении, предвидении прекрасного, ожидании. Всё это первый шаг. Он готовит влюблённых к испытанию веры друг в друга, даёт силы и воспоминания, которые пригодятся в безводной пустыне искушений.
На втором шаге супруги видят друг друга уже со всеми недостатками, но не могут ни скрыться, ни отвернуться. Именно в супружеской любви достигается полнота любви. Супруги распинаются и распинают себя со всеми страстями и недостатками, сгорая и обновляясь друг для друга. В супружеской любви есть такая свобода самоопределения, которой не найти в других видах любви, поэтому именно брак выбран как образ Христа и Церкви.
Страшно то, что многие застревают на этом первом шаге, потому что он, как созданный для нашей немощной натуры, содержит в себе доступные и простые радости - объятия, поцелуи, волнующие открытия, победы и подарки, и вместо того, чтобы воспользоваться всем этим для дальнейшего во многом мучительного раскрытия себя, человек часто выходит на второй круг, а затем на третий, четвёртый. И постепенно эти радости утрачивают своё значение, а вместе с тем и живительную силу. И чем дальше, тем меньше возможности любить и больше желания быть любимым без возможности принятия любви.
Отцы и учители, спрашиваю: что есть ад? и отвечаю: невозможность более любить. (Ф. М. Достоевский, Братья Карамазовы)